Bubo
на главную
страницу

ИЗ ОТЗЫВОВ
 на книгу Александра Сосланда

«Фундаментальная структура психотерапевтического метода
или
Как создать свою школу в психиатрии
»

(Москва: Логос, 1999)

 

Отзывы:

В. Руднева -
М. Калмыковой
-
C. Степанова
-
А. Хавина
-
Н. Карповой
     и А. Копьева -
А. Каткова -
Д. Леонтьева -
И. Ермаковой -
П. Кратовой -
Ю. Кузнецова 

 

 

      В книге:

  • сформулирована «общая теория» психотерапии;
  • описана фундаментальная структура психотерапевтического метода;
  • создан язык, позволяющий адекватно и полно описать любой психотерапевтический метод;
  • психотерапия впервые представлена не как конгломерат разрозненных концепций, а как внутренне единая целостность;
  • намечены возможности проектирования новых психотерапий, чему приводятся наглядные примеры;
  • обсуждается значение харизматического фактора в психотерапии и других сферах.

В. Руднев. Не умерла наша наука!
// Московский психотерапевтический журнал, №3-4, 1999 г., с. 209-218.
Последовательно и умно, замечательная морфология, классная фундаментальная структура...

Впервые дано научное структурное описание психотерапевтических школ. Много ли мы знаем таких описаний в науке вообще?

Книга А. Сосланда... представляется чрезвычайно позитивным явлением в современной научной ситуации, а лучше сказать, исключением из этой ситуации безнадежного кризиса, а еще лучше - опровержением расхожего мнения,... что, дескать, русская наука умерла или умирает, и ничего более хорошего ждать не приходится.


М. Калмыкова // «Ex libris НГ», 24. 06. 1999 Общая теория психотерапии - долгожданное событие.

Свой проект автор сравнивает с созданием «нотной грамоты» для всей области психотерапевтического знания или с идеей генеративной лингвистики Н.Хомского.

...возникает ощущение, что имеешь дело с текстом, который открывает в науке новые серьезные перспективы.


С. Степанов // «Мы и мир», август 1999, 15/16, с. 6 А. Сосланд предпринимает смелую попытку докопаться до заветных зерен. Анализируя различные психотерапевтические подходы, он не акцентирует внимания на их специфике, а пытается выделить ту квинтэссенцию, которая является сущностью психотерапии, как таковой.

...автор фактически поставил перед собой глобальную задачу отыскать психотерапевтический философский камень.


А. Хавин // «Журнал практического психолога», № 3-4, март-апрель 2000,
с. 248
Суть синтеза, произведенного А. Сосландом – в создании новой гуманитарной науки. Если литературоведение занимается анализом произведений литературы, искусствоведение – произведений искусства, то с помощью новой науки предстоит анализировать феномены психотерапии.

Н. Карпова, А. Копьев // Вопросы психологии, 2000, №4, с.133-134

 

По сути задача, которую ставит перед собой А. Сосланд, – это критика (в классическом – кантовском смысле) психотерапии как деятельности, а не тех или иных конкретных школ и концепций.

Бурный количественный и институциональный рост отечественной психотерапии должен был, обязан был ознаменоваться качественным прорывом в понимании психотерапевтической деятельности в целом. Книга А.Сосланда и явилась, на наш взгляд, таким знаменательным событием.

Данный труд…проводит точную скрупулезную инвентаризацию базовых элементов психотерапевтического метода, десакрализирует его, позволяет взглянуть на любой метод трезво и непредубежденно.

…Автор демонстрирует превосходную ориентацию в основных психотерапевтических школах, особый теоретико-аналитический склад ума, глубокую общегуманитарную эрудицию и недюжинные литературные способности.

Отметим следующее: безупречно выстроенная структура работы, оригинально сформулированные основные положения книги, и последовательное решение поставленных задач, интересные и неожиданные гипотезы «виртуальных» школ представляют богатый материал для размышлений.


А. Катков // Вопросы ментальной медицины и экологии, том 6, №1, 2000, с.112 По сути, речь идет о том, что в области «психотерапии, которая никогда не существовала, как единая наука» появляется инструмент, позволяющий эффективно развивать науку, но в еще большей степени (потрясающая эвристика) – практику. Метафоры, используемые автором, для демонстрации предлагаемой генеративной модели психотерапевтического метода – «универсальный язык», «нотная грамота» - представляются наиболее точными и отражающими суть разрабатываемого подхода к такому непростому делу, как формирование научного базиса в психотерапии.

А. Сосланд может претендовать на то, чтобы его вклад в дело развития психотерапевтической науки и практики оценивался как значительный в полном смысле этого слова.

Следует отметить впечатление от стиля изложения материала. Это, конечно, стиль искрящегося остроумием научно-методического триллера…»


Д. А. Леонтьев. Психолог: личность и ремесло. В кн.: Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Кемерово, 2002.
C. 91-118.
Одно из моих самых ярких впечатлений от книг за последнее время - вышедшая в прошлом году замечательная книга, которую я прочитал с колоссальным наслаждением и очень всем рекомендую: «Фундаментальная структура психотерапевтического метода или как создать свою школу в психотерапии» Александра Иосифовича Сосланда. Это единственная встречавшаяся мне работа, посвященная рефлексии профессиональной деятельности психотерапевта именно как определенной структуры профессиональной деятельности, которая включает в себя не только саму работу с клиентом, но деятельность, направленную на продвижение себя, своей школы, своих подходов.

И. Ермакова // Новая русская книга, № 4-5, 2000. C. 97 При «экономном» расходовании свежих идей, представленных в книге, их могло бы хватить на несколько изданий средней руки.

Полина Кратова. Ловушка доктора Сосланда // Независимый психиатрический журнал. № 4, 2002.
C. 83
С молодым нахальством, позабытым в здешней культуре, он разработал не менее, не более, как нотную грамоту на манер Н. Хомского, введя в научный оборот совершенно новые понятия, устрашающие читателя звонкой латынью… Можно заметить, что в совокупности эти конструкты – фундаментальная структура психотерапевтического метода - способны образовать новое, осмысленное и изящное тело психотерапевтической теории, призванной преобразовать полушарлатанский промысел, ловко избегающий контроля над эффективностью своих методов, - вотчину властолюбивых нарциссов, - в почти приличное, освящаемое авторитетом объективной науки занятие. Строго говоря, это попахивает нешуточным переворотом, кардинальным прорывом в данной отрасли.

Юрий Кузнецов. Идеоанализ // Популярная психология № 14, 2006. C. 68.
Насчет научности лучше всех, наверное, выразился известный эрудит психотерапии А. Сосланд: «…В психотерапии всё, что угодно, соединяется со всем, чем угодно, каким угодно образом - правило «очень строгое», не допускающее никаких исключений…». В своей книге «Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии» (М., 1999) А. Сосланд свел психотерапевтические школы к неким универсальным абстракциям, и, может быть, вовсе не желая того, показал, что они настолько абсурдны и бессмысленны, насколько и вычурны - «эвольвенция», «обстанция», «эксквизиция», «транстерминация»... Труд А. Сосланда в психотерапии стал примерно тем же, чем в живописи явился «Черный квадрат» К. Малевича - манифестацией кризиса, жирной завершающей точкой, с которой можно спорить, но обойти уже невозможно. Ничего сущностно нового, прорывного, творческого нас на этой стезе уже не ждет, далее в психотерапии только игра в мозаику - эклектические примерки уже избитых устаревших методов в разных сочетаниях. Всё, что бы мы ни сделали, всё это когда-то, где-то уже было…

 

 обратно на страницу участников

плитка из ракушечника . Распродажа стройматериалов: двери межкомнатные эконом класса. . Цены на тканевые бесшовные натяжные потолки тканевые натяжные потолки цена.
Используются технологии uCoz